Фармакология и фармация » Да – посетителям, нет – похитителям, или - зачем платить дважды?



Материал добавлен пользователем sanvov

Да – посетителям, нет – похитителям, или - зачем платить дважды?

Светлана АБРАМОВА, Никита ПОЛЯКОВ

Одной из наиболее зримых новаций фармрынка последнего десятилетия прошлого века стало появление (в конце 90-х) и последующее планомерное увеличение количества аптек с открытой формой торговли. Разумеется, современный формат самообслуживания дает аптечной организации массу преимуществ (мерчендайзинговых, имиджевых, ассортиментных и др.) перед традиционными аптеками, но вместе с тем таит свои издержки и изъяны. К числу таких недостатков относятся, прежде всего, кражи покупателями товаров, находящихся в свободном доступе. Конечно, свести к нулю «несанкционированный вынос», а точнее просто воровство, лекарств и парафармации из «свободной покупательской зоны» нереально, но добиться его максимального снижения – можно.

КАДРЫ РЕШАЮТ… НЕ ВСЕ

Чтобы понять, сколь серьезна для «открытых» аптек проблема краж, достаточно сказать, что даже в столь законопослушных странах, как США и Германия, доля хищений в фармамаркетах колеблется в пределах 1-2% от ежегодного товарооборота. Вот и получается, что экономическая успешность аптек с открытой формой продаж определяется не только грамотным ценообразованием и продуманным маркетингом, но и комплексом мер по профилактике «увода» товара из торговых залов.

Для начала отметим, что, безусловно, свою роль в сохранности товара играет людской фактор – бдительность охранников и фармперсонала. Однако ставка на одних лишь сотрудников, как показывает практика, малоэффективна. У фармспециалистов основное внимание сосредоточено на своих, сугубо аптечных функциях, что же до охраны, то и при запредельной зоркости «объять необъятное» они не в состоянии (даже в аптечных «супермаркетах» с торговой площадью более 100 кв. м число контролеров, работающих в смену, не превышает 2 человек). Можно, конечно, пойти по пути увеличения штата охраны, но, помимо заметного роста расходов на оплату труда новых сотрудников, этот шаг не лучшим образом сказывается на ощущениях посетителей: обилие «надзирателей», пристально отслеживающих любое передвижение, создает у покупателей чувство дискомфорта. А дискомфорт покупателя - это опасность для аптеки потерять его.

«Переход на формат открытой выкладки требует более серьезного контроля над товаром. К сожалению, мир далек от идеала, и попытки уйти с товаром, не заплатив, встречаются не редко», - говорит Петр Грек, коммерческий директор сети аптек «Первая помощь».

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ БЛЮСТИТЕЛИ

Как следствие, ключевое значение приобретает рациональное применение «неодушевленных помощников» - различных видов противокражных систем.

Не вдаваясь в конструктивные тонкости, напомним, что системы защиты ассортимента (EAS-системы) представляют собой «оборонный комплекс» из специальных антенн, создающих определенное поле, и соответствующей метки (датчика), которая при попадании в это поле меняет его индукцию, в результате чего срабатывает сигнал тревоги. В настоящее время в России используются три вида технологий таких систем: радиочастотные (РЧ), электромагнитные (ЭМ) и акустомагнитные (АМ).

«Сразу замечу: если рассматривать только фармацевтический сегмент, то к помощи радиочастотных систем аптеки прибегают крайне редко, - рассказывает Юрий Гетогазов, директор по маркетингу компании «Антивор». - Это отнюдь не связано с низким качеством радиочастотных устройств. По степени детекционной чувствительности они превосходят электромагнитные и практически не уступают акустомагнитным устройствам, но мало приемлемы для аптек из-за относительной громоздкости жестких защитных датчиков, на которые реагирует система. Они скорее подходят для защиты от краж, например, обуви, кожгалантереи, но мало подходят к сравнительно миниатюрным упаковкам лекарств». Тем не менее в «следовых количествах» радиочастотные системы в российских аптеках все же встречаются.

«Такие известные марки, как Detex line или, реже, Checkpoint, иногда используются в провинциальных фармамаркетах. Причина – более низкая цена в сравнении с другими видами EAS. Что же касается платежеспособной Москвы и крупных мегаполисов, то здесь эксплуатируется исключительно электромагнитное и акустомагнитное оборудование», - констатирует Юрий Гетогазов.

ПРОТИВОКРАЖНЫЙ ПАСЬЯНС

Действительно, проведенный нами опрос ряда случайно выбранных аптек в самых разных районах столицы подтвердил этот тезис. Так, в трех из пяти исследованных точек установлены электромагнитные системы.

«В общем, такая картина более-менее точно отражает список наиболее известных марок EAS на российском рынке», - комментирует этот факт Юрий Гетогазов - Здесь, однако, стоит учитывать, что, как и в случае с любой другой техникой, среди электромагнитных брэндов есть представители раннего поколения (Certus, Meto и пр.) и более современные, технологически усовершенствованные и эффективные (например, BMI). Поэтому, оценивая степень популярности тех или иных моделей среди аптек, нужно осознавать, что, скажем, за последние 10 лет в целом картина спроса будет одной, но на более коротком промежутке времени (например, последние 2-3 года) динамика востребованности разных марок с учетом появления новых, «продвинутых» разработок будет выглядеть иначе».

Еще в двух фармамаркетах, попавших в поле нашей выборки, используются акустомагнитные системы (Sensormatic, WG Pro Guard).

«Системы АМ технологии, - отмечает Юрий Гетогазов, - долгое время были представлены лишь одной фирмой – Sensormatic, поскольку эта компания обладала исключительными правами на производство акустомагнитной техники. Ситуация изменилась по истечении патента в начале нынешнего века: появившийся на рынке новый игрок под маркой WG заявил о себе весьма убедительно и занял прочные позиции на данном рынке. Два этих брэнда сегодня являются безоговорочными лидерами в своей нише».

Источник: журнал "Российские аптеки".

Последние статьи

  • Что надо помнить об упаковке?

  • Глюкокортикоидная терапия сегодня: эффективность и безопасность

  • Корпоративная культура компании на фармрынке

  • От покупательской удовлетворенности - к лояльности

  • Государственная регистрация лекарственных средств в Республике Казахстан

  • Развитие российского фармрынка

  • Эффективная консультация – важнейший фактор привлекательности

  •  
     
     
    О проекте | Контакты | Партнеры
    © 2007 Медицина-Онлайн.Ru