Психиатрия и психология » О новых подходах в психологии эмоций, терапии алкоголизма и ожирения в контексте религиозности, теории познания и теории струн



С.Р.Соколовский
Кафедра Психологического Консультирования ПГЛУ,
г. Пятигорск (PashaPashin317@hotmail.com)

Кризис современных направлений психологии заключается в том, что отдельные направления практической психологии: психоанализ, гештальт-консультирование, трансактный анализ, экзистенциальное консультирование, логотерапия, поведенческое консультирование, когнитивное консультирование, консультирование по жизненным умениям, рационально-эмотивное поведенческое консультирование испытывают определенный период бурного роста, затем накапливают определенные противоречия, и постепенно начинают терять своё значение, если не в теории, то хотя бы в практике.

В последнее время по данным литературы и практической психотерапии лидирует семейная и когнитивно-поведенческая психотерапия, которая не только официально оплачивается ведущими страховыми компаниями мира, но и официально включена приказом Минздрава РФ в обязательные процедуры лечебной помощи в школах и подростковых лечебных учреждениях (1). Однако перед лицом таких новых глобальных проблем человечества, как тотальная интерперсональная агрессия, СПИД, наркомания, пьянство, суицид, немотивированные убийства, растущая эпидемия ожирения, распад семьи, терроризм, старые и хорошо знакомые нам «психоанализ, транс-актный анализ, гештальт - терапия» и т.п. – оказываются беспомощными, так как не могут разработать и предоставить эффективных методов профилактики и лечения , хотя и пытаются частично объяснять эти проблемы. Специалистам становится ясна беспомощность этих направлений, поэтому более 90 % грантов США выдаются только поведенческим направлениям (2), хотя и они не свободны от определенных методических и функциональных недостатков. Переучить биологические объекты представляется куда более сложным, чем в лабораторных экспериментах, и преступники в американских тюрьмах, активно переучивающиеся на лучший стиль поведения, могут повторять свои преступление, противореча оптимистическим исследованиям нового оперантного мира Скиннера (3). Реальный мир оказался куда более сложным и противоречивым, чем тот, который мы хотели себе представить.

Практический психолог работает с мыслями, чувствами, представлениями, ощущениями, при этом анализ чувств является базовым. В чувства входят мириады различных состояний: агрессия, злость, депрессия, апатия, озлобленность, озабоченность, опустошенность, и т.п. Погружаясь во все более и более описываемое разнообразие чувств, психолог попадает в картину, где «за деревьями не видно леса». И «какие чувства считать первичными, какие последующими?» И что с ними делать?

Все большее количество серьезных исследований подвергает серьезной критике методологическую основу психоанализа (4). Оказывается травмы раннего детства не имеют жесткой связи с динамикой и проявлением психиатрических заболеваний настоящего периода. Значит, необходима новая теория возникновения психических, как и психологических, расстройств.

Поэтому, мы приходим, либо к необходимости устанавливать все новые и новые сочетания эмоций и так бесконечно удаляться, теряя из обзора главное, либо, как в физике теории струн, исходить из того, что всего лишь одна энергетическая струна, может давать все многообразие эмоций, существуя в зависимости от частоты. При этом экзистенциальное броуновское движение существующее, как основной инстинкт жизни, живой материи, существует в виде поиска пищи, сменяемого поиском безопасности, утомлением, отдыхом, сексом, накоплением, размножением, депрессией, агрессией, сном и тревогой, суть – разные частоты одной струны (см. «Теория струн в физике» (5). Данная теория для нас удобна тем, что объясняет рост числа психологических, психических проблем, как естественное проявление энтропии, энергии, аккумулируемой человечеством. Избежать этого, можно только избегая развития цивилизации.

Второе. С позиции теории струн лекарственное лечение, например тревоги и депрессии - будет различным, так как будут возвращать модальности с разных частот к норме, а нелекарственные подходы, в том числе и психологические, сведутся к конверсии энергии, или реструктуризации энергетических составляющих. При этом будут выделяться ВСЕ управляемые креативные факторы, способные модифицировать состояние, через них производиться действия, состояние будет пересматриваться, будет выделяться новые креативные модифицируемые управляемые факторы, и через них оказываться новое влияние. Такая пошаговая зонтичная методика обеспечивает прогресс в условиях сложных многофакторных систем (6). Так при депрессии поочередно рассматривается лайт-терапия, интеперсональная терапия, депривация сна, семейная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, физические нагрузки, психодинамическая терапия и т.п.

Третье. Задача психолога при этом не тормозить ненужную эмоцию, а реструктуризировать или конвертировать её в симбиотичную (альтернативную).

Четвёртое. Эмоции-взаимопревращаемы - при определенных условиях. Задача практического психолога - создавать такие условия.

Пятое. Тормозить эмоции - это бороться с природой и создавать дисстресс. Этого надо избегать. Это чревато инфарктами. Лучше - сублимировать.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Психопатология в момент обращения является стабильным состоянием, уравновешивающим все другие составляющие, и не подлежит легкому исправлению. Действие всех других сил на психологический патологический процесс в результате взаимодействия уравновешивается

ВТОРОЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Чтобы изменить траекторию психопатологического процесса, необходимо приложить силу, энергию, теплоту, или создать мотивацию большую, чем исходная масса и ускорение. Об этом и говорит закон военной тактики: нападающий, как правило, всегда несет большие потери. А психотерапевт нападает на болезненный симптом. При этом вектор приложения не должен попасть вразрез с основным вектором движения, так как может возникнуть непредсказуемая ситуация (форс-мажор).

ТРЕТИЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Действие равно противодействию. Любые попытки исправить психологический дефект наталкиваются на явное и скрытое сопротивление школьника или клиента (в том числе и вследствие подсознательного ощущения ущемленной свободы), которое усиливается вместе с вашим психологическим вмешательством.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Вытекает из третьего закона. Природу покоряют, только покоряясь ей.- Френсис Бэкон. Имеется ввиду реструктуризация и конверсия негативных эмоций и мыслей.

ПЯТЫЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Закон сохранения энергии. Леча депрессию, усиливаешь тревогу, убирая тревогу, усугубляешь компульсивность, усиливая агрессию и так, до бесконечности. Однако, лучше конверсия, когнитивная реструктуризация или творческая сублимация.

ШЕСТОЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ. Закон относительности. Любой психопатологический симптом может при определенных условиях измениться до противоположного, и нет такой психопатологии, которая не могла бы стать позитивной в определенном контексте личностного существования. Например, даже такое заболевание, как нервная анорексия, в условиях нехватки продуктов питания может стать фактором дополнительного выживания личности.

СЕДЬМОЙ ЗАКОН ПСИХОДИНАМИКИ и Психотерапии. Цель психотерапии – уход от болезненного состояния достигается за счет использования положения теории струн: перевода патологического симптома одной частоты в другую, за счет конверсии, или когнитивной реструктуризации симптома в другой, квази - реалистический, но причиняющий меньшие страдания пациенту, или более прагматический, исходя из теории принятия решении и модификации управляемыми факторами.

Теория и Методология принятия решений в психологии здоровья Теория инициализации поведения и поведенческой модификации в психологии Здоровья (Creative Applied Modification):

Теория поведенческой модификации базируется на регуляции поведения каскадом разномодальностных многосторонних, дробящихся множеств.

При этом поведенческий фрагмент дробится на максимальное число мелких дифференциальных субъединиц, каждая из которых, креативно модифицируется так, что их параллельная или последовательная суммация обеспечивает новый поведенческий акт. Субрефлексы при этом не меняются, а перекомбинируются.

Это определено тем, что поведение, суть - социализированные инстинктивные рефлексы, слабо поддающиеся прямой коррекции, и для влияния на него нужны разнообразные разномодальностные подходы.

Теорема Гёделя учит нас, что систему нельзя разрушить, как и улучшить изнутри, или по 1 закону Исаака Ньютона, как и по первому закону психодинамики, действие всех сил уравновешивается, и система движется равномерно и прямолинейно. Кроме того, согласно действию 3 -го закона Ньютона: действие равно противодействию. Чем больше пытаешься изменить систему, тем больше она сопротивляется, хотя и с моральными угрызениями совести.

Конфликт между рациональным (социальным) и физиологическим (социализированная биология), как правило, решается в пользу биологического.

Легко призывать : ешьте меньше, долго не валяйтесь в постели, каждый день занимайтесь по 1 часу спортом, не смотрите долго телевизор. Организм устроен по принципу максимального накопления энергии и последующей максимальной её экономии. Так устроен закон выживания. Это - устойчивые биологические рефлексы. И здесь только два пути - химиотерапия эффективными средствами для похудания и эмотивная перемодификация мозга. Если мы научимся делать приятным новое поведение и образ жизни, мы - на правильном пути. Мозг - эмотивно регулируемая система. Детям приятно играть в футбол, и их не загонишь с улицы домой. Взрослым - энергию надо экономить, ведут они себя, чаще наоборот, присутствует совершенно другое поведение, направленное на экономию энергии. Причем, одновременно, замедляется обмен веществ, при установившихся привычках питания и сидячего образа жизни. Кардинально изменить свои рефлексы мы не в состоянии, но ре-интерпретация, реструктуризация, конверсия, децепция, дают нам значительный положительный эффект.

Например, в плане борьбы с эпидемией ожирения в мире:

1.Децепция - поедание больших количеств грубоволокнистой и бескалорийной пищи с целью утоления голода (обман).

2.Реструктуризация - рациональное распознавание аддиктивных пищевых паттернов, и сознательная замена, их маленькими порциями здоровой пищи, включая фрукты и зерновые

3.Конверсия - молитва, прогулки, купания, горячий душ или приятный массаж, словом, нечто другое, приятное, вместо приёма пищи.

4.Отвлечение - это переключение внимания. Чтение стихов, рассматривание картин, эстетотерапия

5.Игнорирование.

6.Молитвы и надежды (веруемые ожидания )

7.Релаксационные техники.

8.Упражнения с воображаемыми образами

9.Ре-интерпретация и переосмысление- иное восприятие, например, замена твердой пищи на питье подслащенных напитков, подмена ощущений.

10.СВТ (когнитивно-поведенчекая терапия), САМ (креативная прикладная модификация), медитация

11.Катастрофизация.

12.Самогипноз

13.Творчество. Рукоделие. Творческие формы самовыражения.

14.Стратегии избегания панических состояний

15.Повышение иной активности.

16.Самонастрой на преодоление.

Классификация условна, но она позволяет понять, что Бог помогает многими путями , но везде необходимы самостоятельные первые шаги (7).

Методология психотерапевтического вмешательства подразумевает повышение мотивации слушателя (студента, школьника, клиента) как при преподавании психологи, так и при психотерапевтическом процессе:

1.Сначала - объемная, эмоционально-нейтральная дуалистическая информация, адекватная уровню сознания личности.

2. Затем нарастающая мотивация

3. Разоблачение барьеров и препятствий.

4. Презентация технологий через наглядные примеры.

5. Лечебный контракт, или внутреннее согласие, как заключающее решение и принятие системы негативно-позитивных подкреплений.

6. В случае сопротивления, скрытая подготовка к новой интервенции в будущем.

Возврат к п.1.

Теория максимизации эффектов психологической интервенции

1. Одно через все. «Театр начинается с вешалки''. Одна цель, но мультимодальный, мультифасеточный подход, включая биологическое, физиологическое, социальное, психологическое, когнитивное, персептивное, поведенческое, личностное и семейное. Концепция накопления небольших разнообразных изменений, как инициация эволюционного толчка. Теорема Гёделя: систему нельзя ни разрушить, ни улучшить усилиями изнутри системы. Необходимо систематическое одобряемое личностью, внешнее давление: множество экологических, снаружи действующих инструментов: нет буфетов, нет денег, не вижу пищи, не посещаю столовые, занят другим, нет времени...

2. Теория ассиметричной интервенции . Не делаем то, что прямо логично, потому что это уже было, и не работает, например, не успокаиваем мать, говоря, что надо примириться с тем, что сына не вернешь, а говорим о нем, как о живущем сейчас, как о живом. Не говорим: не будешь много пить, а говорим: алкоголь станет тошнотворно-безразличным. Действие порождает противодействие, или действие равно противодействию (3 закон Ньютона, или 3 закон психодинамики).

3. Консультирование должно быть мотивационно-навыкостное, т.е. клиент должен захотеть измениться и обучиться реальному практическому способу изменения.

4.Учитывая эгоистически-гедонистический характер личности человека: “ Живите в радости. Радость моя, да прибудет в Вас'',- сохраняем радостную экзальтацию на протяжении всего терапевтического процесса.

5. "Разделяй и властвуй''. Парадокс Гейзенберга при движении частицы: нельзя определить одновременно скорость и положение частицы. Анализируя сил и выраженность желания, мы подсознательно ослабляем его.

Это связано с Особенностями Восприятия информации субъектами :

1. Сначала идет индифферентно-настороженное восприятие информации

2. Она должна соответствовать восприятию и верованиям субъекта.

3.Несоответствующая информация отвергается.

4.Даже при полном понимании и достаточном соответствии восприятие дуалистическое; субъект воспринимает информацию, как интервенцию. Он способен воспринимать её, как агрессию, или насилие над его сущностью.

5.Необходимы меры, доказывающие любовь, передающего информацию, безопасность и дружелюбие.

6.Необходимы свидетельства, что доверие и безопасность получающего информацию, достигнуто.

7.Необходимо плавное наращивание позитивной мотивации через любовь, понимание, сопереживание, поощрение, сочувствие, веру в изменения.

8.Необходима прозрачная, достоверная, понятная методика решения.

9.Необходимо убедительное обоснование преодоления всесторонних (в том числе и подсознательных, культуральных, макросоциальных) барьеров.

10.Необходима поддержка средовых и референтных источников.

12.Необходимо время для интимного оформления структурированного решения.

13. Необходимо повторное общение для поощрения и усиления мотивации решения.

14. Необходимо устное или письменное согласие, как доказательство, или свидетельство решения.

15.Необходимы повторения простых ясных правил, обеспечивающих, или распутывающих решение.

16.Необходимо постоянное подстегивание мотивации в течение длительного времени

17.Необходима скрытая подготовка к реляпсу (провалу, срыву) в виде профилактики реляпса, и программы аварийного регулирования и самопомощи при реляпсе.

18.Необходима поддержка молчаливым присутствием и сочувствием после реляпса, разбор рациональных, эмоциональных, бессознательных и подсознательных ошибок и причин реляпса.

19. Необходима мотивация и меры усиления на продолжение терапевтического цикла.

20.Необходима программа самомотивации и самоподкрепления нового поведения.

21.Необходимо объемное и всестороннее навыкостное обучение использованию балансиров и противовесов для стабильного удержания нового поведения.

Биологическое требует от нас повышения питания и повышения лежания (закон сохранения энергии)

Социальное, требует обратного, но ввергает нас в страдания.

Рациональный путь просит нас уменьшать еду и увеличивать физическую нагрузку. Некоторым это удается. Некоторым - только с помощью операций и сильных лекарств.

Рациональный путь неосуществим без Эмоционального пути, – который возможен только за счёт измененного сознания, включения веры и экзальтации, повышения мотивации и самомотивации. Только когда одно начинает восприниматься, как другое, возможен значительный прогресс. Это, когда биологическая информация и перцепция искажается до необходимой, социальной. Когда умеренный голод и физическая усталость воспринимается, как благо.

В общей сложности технологическая схема «САМ» выглядит, как

Последние статьи

  • О новых подходах в психологии эмоций, терапии алкоголизма и ожирения в контексте религиозности, теории познания и теории струн

  • Случай синдрома Гешвинда

  • Стволовые клетки и эмоции

  • Почему люди болеют

  • Теоретические основы применения свето-звуковой стимуляции в психосоматической клинике

  • Современная антипсихотическая фармакотерапия шизофрении

  • Магический запрос к психологу

  •  
     
     
    О проекте | Контакты | Партнеры
    © 2007 Медицина-Онлайн.Ru